Третья огласительная беседа

 

Сегодня мы будем говорить о Церкви и обо всем, что с ней связано. Что такое Церковь? Это не здание, не храм, это все мы — то есть общество верующих. От греческого слова «эклессия» — собрание граждан полиса. Человек, который крестится, вступает в Церковь, тем самым приобретая особое, небесное гражданство. Апостол Павел так и говорил людям, которые только что крестились: «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19).

 

В Новом Завете много образов Церкви: стадо послушных овец и пастырь добрый; Ноев Ковчег (все, кто в нем — спасаются, а кто вне его — погибают); виноградная лоза — Христос, а все мы – ее ветви.

 

Но самый близкий к реальности образ встречаем у апостола Павла: Церковь — это тело Христово. Христос — Глава, а все мы члены Церкви (Еф. 1: 22–23, 5: 23). То есть Церковь — это не формальная земная организация, а единый живой организм.

 

 

Отсюда понятно, что не тот христианин, кто носит крестик и имеет свидетельство о крещении, а тот, кто живет в этом Теле Христовом, кто является живой Его клеточкой. У каждой клеточки свои органы дыхания и питания — у каждого христианина своя молитва, свои отношения с Богом. Но каждая клеточка входит в состав каких-то органов, так и христианин живет в сообществе верующих.

 

 

 

Отсюда вытекает наше отношение друг к другу: не может рука сказать ноге ты мне не надобна или глаз сказать уху: ты мне не нужен (см. 1 Кор. 12: 14-16). Все мы в Церкви очень разные, но все мы друг без друга — ничто. Есть такая хорошая пословица «В ад идут по одиночке, а в рай — только все вместе»

 

Отсюда мы понимаем, что мы все друг на друга влияем: грешник соблазняет всех окружающих, как раковая клеточка заражает здоровые, а праведник наоборот освящает и оздоравливает все вокруг себя. Как говорил наш русский святой преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

 

Но вот вопрос. Что дает жизнь и питание всем органам в нашем теле? Кровеносная система. В Церкви тоже есть своя кровеносная система. Это Таинство евхаристии (причащения).

 

Таинство причастия — самое главное Таинство Православной Церкви. В первый раз апостолы причастились на Тайной Вечере в Иерусалиме. Происходило это накануне еврейской Пасхи. Христос уже знал, что Ему предстоят страдания и смерть, и устроил для учеников прощальный ужин. После ужина Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22: 19), а потом дал чашу с вином и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27-28). И в конце прибавил: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19).

 

И с тех пор в наших храмах каждый день совершается это Таинство, это чудо. Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда — хлеб и вино — и приносим Богу бескровную жертву. И по молитвам всей Церкви на литургии (с греческого: «общее дело») совершается чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой. И каждый, кто вкушает Святые Дары, в этот момент присутствует на Тайной Вечере и причащается, т. е. имеет часть со Христом, соединяется с Ним. Мы принимаем в себя Его чистую, незапятнанную грехом, воскресшую, преображенную, способную жить в вечности человеческую природу. Ничто не может нас более соединить со Христом, чем причастие.

 

 

И, конечно же, к такой встрече со Христом, нужно достойно подготовиться.

 

Поэтому перед причастием обязательно положена исповедь, чтобы Христос входил в чистое сердце и еще по обычаю нашей Церкви перед причастием мы соблюдаем пост хотя бы 3 дня. Пост бывает физический — т. е. мы воздерживаемся от вкушения животной пищи и от супружеской близости, если это возможно со стороны супруга, а бывает пост духовный — воздержание от лишних развлечений и пустых занятий, которые расслабляют нас духовно. В эти дни надо постараться больше читать Евангелие, духовные книги, больше молиться и внимательно подготовиться к исповеди. Вечером третьего дня нужно быть на вечерней службе, исповедоваться и прочитать специальные молитвы ко причастию. А утром придти в храм натощак, помолиться на литургии и причаститься.

 

 Причащаться нужно постоянно. Мы же знаем, что сердце не один раз за всю жизнь стукнуло, разлило жизненные силы по организму и остановилось. Нет, все время стучит. И мы постоянно нуждаемся в покаянии, очищении. Так что обычный ритм духовной жизни это исповедь — причастие, исповедь — причастие. Без этого нельзя. Можно хоть как молиться, Евангелие читать, можно богословом великим стать, но без исповеди и причастия все это бесполезно.

 

 А теперь вернемся к Церкви. Теперь понятно, что мы, которые причащаемся одного Тела и одной Крови, становимся едиными не только со Христом, но и друг с другом — мы единокровные братья и сестры.

  

 

Итак, в Символе веры указаны 4 свойства истинной Церкви :

  • единая,
  • святая,
  • соборная и
  • апостольская.

Единая — значит, во-первых, единственная в своем роде. Действительно, Христос один, и если Церковь — Тело Христово, то она тоже одна. Поэтому различные религиозные организации, именующие себя «церквями», не имеют морального права на это название. А во-вторых, церковь едина в самой себе. Существует множество поместных (т. е. независимых по управлению) Православных Церквей — Русская, Сербская, Иерусалимская,  и т. д. Но в духовном смысле это одна Церковь, потому что я могу, например, поехать в Сербию, зайти там в храм и причаститься. Единство Церкви определяется единством причастия. И историческое единство: в Церковь входят все православные, которые когда-либо жили на земле и даже те, кто жили до Христа — все пророки, святые, Божия Матерь и даже ангелы — все составляют единый живой организм. Поэтому мы молимся за своих усопших — ведь умирая, они не уходят из Церкви. И поэтому мы обращаемся к святым за молитвенной помощью — они ведь нам не чужие, они нам «сограждане».

 

  Почему Церковь называют святой? Ведь состоит она из нас, грешных людей? Но слово «святой» — не значит «безгрешный». Святой — значит отделенный и освященный от Бога. Мы отделяемся от остального мира (не случайно антонимы: мирской — церковный) и освящаемся нашим Главой. Поэтому в Церковь не может войти ничего нечистое, и если человек грешит и не кается, то он невидимо отпадает от Церкви. Не случайно в молитве перед исповедью священник говорит: «Господи, прими их и соедини их святой Твоей, соборной и апостольской Церкви».

 

 Почему Церковь называют соборной? Соборность — это единство во множественности. У нас нет единоличной власти, как у католиков: папа сказал — и это не обсуждается. Нет, у нас все решается соборно. Даже выражение такое есть — «соборный разум». Мы знаем, что когда верующие собираются вместе, молятся, то истина открывается именно соборному разуму. Именно на Вселенских соборах были утверждены все основные догматы и этот Символ веры.

 

Почему Церковь называют апостольской? Здесь несколько моментов. Во-первых, она выпестована апостолами, именно благодаря их проповеди она преумножалась. Во-вторых, наше священство имеет так называемое «апостольское преемство». Христос дал Своим апостолам особую власть и особую благодать — благодать священства, власть совершать Таинства и быть пастырями для верующего народа. «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21-23) — говорил Он им. И апостолы могли передавать этот дар через возложение рук другим достойным этого христианам. Те становились епископами и в свою очередь с молитвой возлагали руки на других. И вот так по цепочке рукоположений священство дошло и до наших дней. То есть наши священники не сами присвоили себе эту власть, а она им дана от Самого Христа.

 И в-третьих, апостольской Церковь называют потому, что она до сих пор призвана продолжать апостольскую миссию — проповедовать Христа тем людям, которые еще не знают о Нем. «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19) — заповедовал Христос не только апостолам, но и всем нам. Это, конечно, не значит, что мы должны как протестанты приставать к людям на улице. Но в первую очередь мы должны проповедовать жизнью — жить так, чтобы люди захотели быть христианами. Ведь как говорит Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

 

 

 

Далее в Символе веры говорится о Таинстве крещения. Это первое таинство, которое открывает дверь ко всем остальным. Главное действие этого Таинства — погружение в воду (по-гречески «баптизо»). Вода — это очень древний символ очищения. Погружение в воду — символ смерти, восстание из воды — символ воскресения.

 

 

Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это Таинство должно совершаться посредством погружения. Полное погружение никогда не считалось непременным условием действенности крещения. Но в тоже время полное погружение более осязательно помогает пережить всё происходящее.

 

 Прежде чем крещаемый будет погружен, его обязательно спрашивают: «сочетаешься ли Христу?» и если он говорит «да» и «верую Ему как Царю и Богу», то он уже вместе со Христом умирает и воскресает и через это обретают новое рождение — рождение свыше, рождение в вечную жизнь. Человек выходит из купели абсолютно чистым, как младенец. Все грехи, которые он сделал до этого, смываются водами крещения. К тому же он приобретает небесного покровителя — святого, в честь которого получает имя.

 

 Таинство крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов Тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого Тела. «Крещение есть первое в христианстве таинство, соделывающее человека – христианина достойным сподобляться даров благодати и через другие таинства. Без него нельзя войти в мир христианский – сделаться членом Церкви.

 

Предвечная Премудрость создала себе дом на земле: дверь, вводящая в сей дом, есть таинство Крещения. Сею дверью не только входят в дом Божий, но при ней же облекаются и в достойную его одежду, получают новое имя и знак, отпечатывающийся во всём существе крещаемого, посредством коего разузнают и различают его потом и небесные, и земные».

 

Крещение – это Таинство, которое сообщает невидимую благодать Духа Святого для рождения в жизнь вечную. В крещении мы очищаемся от греха и даём обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства.

 

 В православной традиции после таинства крещения сразу следует еще одно таинство — Миропомазание. Совершая Таинство миропомазания, священник произносит слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь», а затем крестообразно помазывает миром: лоб, глаза, ноздри, уши, рот, руки, грудь и ноги (лоб – для освящения мыслей наших; очи — чтобы человек не шел ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шел по пути спасения под руководством благодатного света; ухо – чтобы оно сделалось чутким к слышанию слова Божия, а уста способными к вещанию Божественной истины; помазаваются руки для освящения на труд благочестивый; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы, облеклись благодатию Духа Святого).

 

Одним словом освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святой. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святой вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой.  

Мы знаем, что Церковь, как и любой живой организм, имеет день рождения. Произошло это в день Пятидесятницы, т. е. через 50 дней после воскресения Христова. Когда Христос вознесся на небеса, Он заповедовал апостолом не разлучаться, оставаться в Иерусалиме и ожидать сошествия Святого Духа. И вот когда они собрались на общую молитву в той самой Сионской горнице, где происходила Тайная вечеря, вдруг услышали бурное дыхание ветра и увидели над каждым из них язык пламени. Так в виде огненных языков сошел на них Дух Святой, объединил их в духовное единство — Церковь и дал им великие духовные дары. Когда апостол Петр после этого вышел на проповедь, то такая сила была у его проповеди, что в тот день три тысячи человек крестилось. И это тот самый Петр, который только недавно отрекался от Христа из страха быть арестованным. Такую силу дал Дух Святой.

 

 Сначала эти дары Духа апостолы передавали другим людям после крещения тоже через возложение рук, а потом благословили особое масло — миро, через помазание, которым стало совершаться это Таинство. Теперь, когда священник мажет миром человека со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь»,— на человека невидимым образом сходит Дух Святой и дает дары духовные — дар молитвы, покаяния, прощения, любви, разумения Священного Писания и т. д. Но эти дары не даются насильно. Они сеются как семена в землю, и от самого человека зависит, как он будет ухаживать за этими дарами. Будет ли он рыхлить, поливать, т. е. трудиться над этими дарами или на следующий день забудет, что он крещен и миропомазан.

  

Цель крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение Его благодати. В крещении человек получает освобождение от первородного повреждения и прощение всех своих грехов. Человек становится христианином. И начинает жить христианской жизнью. Однако крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует решительный отказ от дел «ветхого человека», обновление всей жизни, то оно не приносит плода.

 

 Благодать Божия, получаемая в крещении как, залог, как семя, будет прорастать в человеке на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу и живёт в Церкви. Если же крещение было только формальностью, данью традиции или моде и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех даров Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

 

 Тест взят с сайта:

 http://sweden.cerkov.ru/o-kreshhenii/