Западная Украина
( Тернопольская обл. г.Почаев )
Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра
В городе Почаев Тернопольской области на Западной Украине находится Свято-Успенская Почаевская Лавра - твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа. Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.
Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительтвом Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы; эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери; в обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.
Основание монастыря
Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Место своего уединения назвали в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которой некогда стоял их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала струиться целебная вода. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для насельников недавно основанной ими обители. Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. С увеличением числа братии и приходящих богомольцев возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня).
ПОЧАЕВСКОЕ ЧУДО – СВЯТАЯ ВОДА… И ЦЕЛЕБНЫЙ ПЕСОК - читать....
Центр духовной жизни на Руси.
Время шло, слава святой горы росла и ширилась. Вместо первой деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери. Так постепенно с конца ХVI-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.Завещала при этом помещица хранить Православную веру и обряды восточной Церкви на вечные времена.
В борьбе с унией
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В руках униатов
С 1713 [1] по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
Возрождение в Синодальный период
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России.
В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
На фронтах войн начала XX века
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.
Межвоенные годы в составе Польской Церкви
Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" - передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни.
Военные годы и советский период
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
Новейшее время
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине. 2013 год - более 300 человек братии .
Святыни
Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В Лавре пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери и почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Праздники в Почаевской лавре
Кроме православных праздников, которые мы знаем в Почаевской лавре есть особенные дни, прославляющие ее святыни.
12 мая день прославления Преподобного Амфилохия Почаевского
5 августа праздник Почаевской иконы Божьей матери
28 августа Успение Пресвятой Богородицы
10 сентября поминается Преподобный Иова Почаевский
В эти дни в Почаевскую лавру съезжается огромное количество паломников со всех уголков Украины.
Правила посещения Почаевской лавры
1. У девушек и женщин должна быть покрыта голова.
2. Женщины обязательно должны быть в юбках или платьях ниже колен. В брюках нельзя.
3. Плечи и декольте должны быть закрыты
3. Мужчины входят на территорию без головного убора
4. Мужская одежда не должна состоять из шорт, спортивных штанов и маек
Храмы на территории Лавры:
Успенский собор
Антония и Феодосия Печерских
Варвары великомученицы
Иова Почаевского
Михаила Архангела, при архиерейских покоях
Николая Чудотворца, надвратная
Похвалы Пресвятой Богородицы
Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
Троицы Живоначальной
Шевченко Тарас. Почаевская лавра с юга. Бумага, акварель. 1846. Киевский национальный музей Тараса Шевченко
ПЕСНОПЕНИЯ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ
Крестный ход в Почаев
Каждый год 19 августа из села Довжок, что возле Каменец-Подольского, отправляется в Почаев многотысячный крестный ход. Что движет этими людьми?
Крестные ходы к обители Божьей Матери на горе Почаевской совершаются верующими вот уже две сотни лет. В крестном ходе ежегодно участвуют верующие Каменец-Подольской, Черновицкой, Волынской, Одесской и других епархий УПЦ, а также стран зарубежья. Паломники должны преодолеть путь в 210 километров за семь дней.
ИСТОРИЯ
Крестный ход из Каменец-Подольского в Почаевскую Лавру имеет древнюю традицию. Впервые он упоминается в 1832 году. Тогда Почаевский монастырь был возвращен из унии в Православие. Это важнейшее событие в жизни всего края было ознаменовано чудом. В архивах монастыря сохранилось свидетельство, что слепая девочка Анна Акимчукова после молитвы перед иконой Божией Матери прозрела. Пришла Анна в обитель вместе со своей семидесятилетней бабушкой из города Каменец-Подольского, «до которого 200 верст». Именно в память об этом событии священноархимандрит Лавры архиепископ Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. А верующие каждый год повторяют подвиг маленькой Ани — идут к Божией Матери пешком.
До революции 1917 года крестный ход из Каменец-Подольского в Почаев был довольно известным и, в какой‑то мере, популярным событием. Так, в 1911 году в нем приняло участие около 20 000 человек, во главе которых шел и местный епископ Серапион. Позже, конечно, все изменилось.
В советский период нашей истории память о крестном ходе был практически утеряна. По словам Софии Григорьевны Данилишиной, которая сама ходила 24 раза, были времена, когда количество паломников не превышало 10-12 человек. Да и тех преследовали милиционеры, и если ловили, то развозили их подальше друг от друга и бросали где‑то в лесу. Поэтому верующие старались идти ночью, по полям, в обход населенных пунктов. «Боялись очень, но шли», — говорит София Григорьевна.
Но начиная с 1989 года, ситуация изменилась. Именно тогда в селе Должок, что в пригороде Каменец-Подольского, был восстановлен храм в честь Рождества Божией Матери, который сегодня является отправной точкой крестного хода. Тогда же, впервые после долгого перерыва, настоятелем храма протоиереем Алексием Миханчуком был совершен молебен о путешествующих и первая группа паломников отправилась в путь. «Сколько их было?» — вспоминает отец Алексий. — «Наверное, около сотни. Но с каждым годом становилось все больше. Например, в 1991 году уже было 380 человек, а в этом* — около 17 000. О чем это говорит? Наверное, о том, что в нашем народе вера все-таки очень сильна. О том, что люди действительно стремятся к Богу. О том, что только Церковь — это та сила, которая объединяет. Слава Богу!»
СМЫСЛ
На вопрос «зачем?» люди, которые идут в Почаев больше 200 км, отвечают: «Чтобы почувствовать присутствие Бога в своем сердце. Вся наша жизнь — это паломничество. Мы все на этой земле не больше, чем паломники». С ними трудно не согласиться.
А еще люди идут, потому что хотят оторваться от мирской суеты. Мы ведь слишком спешим жить, и в этой спешке часто не видим ни того, что вокруг, ни того, что внутри. Крестный ход дает возможность заглянуть внутрь себя и... стать лицом к Богу. Может потому, что мы никуда не бежим?
Давно замечено, — и наши благочестивые предки этим пользовались, — что после Крестного хода с молебном, были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления, и участников, и КХ картинатех, за кого они молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи Крестного хода, — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощение грехов и заступления от Божьих Сил Небесных.
Там, где прошел Крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается Крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность буквально наполняется Божьей Благодатью.
Старец ИонаСовременные старцы говорят, что «пока идут Крестные хода, войны Господь не попустит». И недавно почивший в Боге старец Иона Одесский (+2014), незадолго до своей смерти, говорил, что «Украина будет спасаться Крестными ходами». Вот вам и тема для размышлений – нужны ли Крестные хода, как к ним относиться, участвовать ли в них
МОЛИТВА
Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор в своем послании к участникам крестного хода несколько раз подчеркнул, что цель события — участие в молитве. Фактически каждый шаг паломника сопровождается молитвой. И еще он говорил, напутствуя крестоходцев: «Совместная молитва, которую вы будете совершать во время паломнического путешествия, это, пожалуй, самое главное, что будет совершаться во время вашего шестидневного пути до Почаевской Лавры.
Паломническое путешествие – это не туризм, это внутренний духовный подвиг, незрим для остальных, но понятен для тех, кто его совершает. В этом незримом духовном подвиге главным является и остается молитва».«Иначе просто невозможно, — говорит глава крестного хода протоиерей Андрей Сосюк. — Молитва — это дыхание для души. А без дыхания сколько пройдешь?»
ПОДВИГ
Преподобный Серафим Саровский носил за спиной рюкзак, наполненный камнями. Когда его спрашивали «зачем?», он отвечал: «Томлю томящего мя». Наверное, каждый участник крестного хода мог бы повторить эти слова преподобного. Действительно, идти очень трудно — это настоящее «томление». Особенно после первых двух дней. И для многих крестоходцев каждый шаг — это сознательное усилие по преодолению себя, борьба со своими немощами и с желанием все бросить. Но не бросают. Потому это и есть подвиг.
ГОСТЕПРИИМСТВО
Практически на всем протяжении пешего пути в Почаев паломников встречают местные жители. Кто вынесет ведро воды, кто яблоки, кто пирожки... А в некоторых местах всех крестоходцев полноценно кормят. «И что такого?» — спросите. Отвечу: «А вы пробовали накормить 15 000 человек? А 20 000?» То‑то же и оно. В Сатанове встретил двух киевлянок, которые приехали специально, чтобы принять участие в приготовлении обеда для паломников. «Зачем?» — спрашиваю. «Как зачем? Ведь того, кто принимает странника, и Господь принимает».
ПРОБЛЕМЫ
Не без них, конечно. Но люди потому и идут в крестный ход, чтобы с проблемами справиться. Кто‑то хочет бросить пить, кто-кто — курить, кто‑то — употреблять наркотики... Ведь Церковь — это не общество спасенных, а общество спасающихся. И Христос пришел не для того, чтобы спасти праведников, а грешников. «Вообще, — говорит отец Андрей, — люди в крестном ходу меняются. Меняются с каждым днем, лучше становятся. Я вообще думаю, что каждый должен хотя бы раз в жизни решиться на этот подвиг. Глядишь, и у него что поменяется к лучшему. Главное — решиться».
Так и во время этого Крестного хода можно наблюдать, что некоторые чего просят, то и получают, — больные исцеляются, немощные подкрепляются, те, кто имеет какие-то слабости, они их покидают, они с ними прощаются. Мы видим, что происходят большие чудеса». Действительно, в Крестном ходу главное – молитва. Молитвой испрашивается помощь, без нее никак, очень уж мы сами по себе немощные. И еще крестоходцы знают, что во время Крестного хода Небеса буквально открыты, Бог внемлет их молитвам, — совершаются исцеления, приходит чудесная помощь в борьбе со страстями, в бытовых каких-то нуждах, и помощь домашним, за кого молятся.