С первых веков христианства Церковь очень твердо и принципиально обозначает мысль о том, что воскресное богослужение для христианина — это не просто благочестивый досуг или собрание по интересам. Участие в воскресной Литургии — это условие самого нахождения в Церкви.

 

Будучи членами Церкви, мы призваны быть святыми. Это значит, что все наши дела, слова и даже мысли должны быть совершенными и благими. Но, как показывает действительность, на практике воплотить это по-настоящему сложно. Мы постоянно грешим и даем волю страстям управлять нами. Распри с ближними, гордость, малодушие, пьянство, блуд, ложь — эти и многие другие пороки окутали многие души. Мы нуждаемся в помощи, нам нужен искусный врач, нам нужен Спаситель. Это вопрос жизни и смерти.

 

Евангелие дарит нам эту надежду, передавая слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11:28) и «никого из приходящих ко Мне Я не отвергну» (Ин.6:37). Он всегда готов принять нас, восполнить то, в чем мы испытываем недостаток и вместе с нами понести большие и малые тяготы. Но нужно прийти.

Каждое воскресенье напоминает нам о Пасхе, о торжестве жизни над смертью. Каждое воскресенье сам Господь Иисус Христос приглашает нас на пир, с которого мы можем унести многие дары и поделиться ими с ближними. Очень важно не упустить этого приглашения и всем сердцем на него отозваться. Каждое воскресное богослужение предлагает нам стать причастниками непреходящей радости и жизни Вечной через таинство Святой Евхаристии - Святого Причастия Тела и Крови Христовой!

Смысл Божественной Литургии.

Божественная литургия является постоянным напоминанием о великом подвиге любви, совершенном для нас Спасителем нашим Иисусом Христом.Вопли исстрадавшегося человечества были услышаны. Бог явился в мир. 

Литургия – самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий. Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое» (1Кор. 11:24); потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27–28). Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:24).

Когда же все причастились, Господь сказал им: “То что сделал Я, то делайте и вы. И каждый  раз, как будете совершать Евхаристию, будете возвещать Мою смерть и мое Воскресение. (1Кор. 11,25-26).

 

И в других словах Господь дал понять Своим ученикам, что Таинство Евхаристии надлежит совершать всегда, чтобы все, кто верят в Иисуса Христа причащались Тела и Крови Его во оставление грехов и для единения с Богом. Так осуществляются слова Господни: "Вкушающий Мое Тело и Пьющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин.6,56). Также осуществляется и чувственное присутствие Господа, как было обещано перед вознесением на небеса: "Вот Я с вами во вся дни, до скончания века" (Мф. 28,20).

Согласно этому завещанию Господа, св. Апостолы вскоре после вознесения Его на небо начали совершать таинство св. Причащения или Литургию в «День Господень» (т. е. по воскресениям).

 

На Литургиях читалось Священное Писание, пелись псалмы и читались молитвы. В первые века порядок и образ совершения Литургии передавались устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память.

 

Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. Первая записанная Литургия приписывается св. ап. Иакову, первому епископу Иерусалимской церкви. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священнодействиями, что вносило в разных церквах разнообразие в ее совершении. Сама собой появилась потребность объединить существовавшие чины Литургии, внести однообразие в их совершение. Это было сделано в IV веке, когда прекратились гонения на христиан и Церковь получила возможность приступить к благоустроению своей внутренней жизни. В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В его основу была положена Литургия св. ап. Иакова, первого епископа Иерусалимского.

 

 Рассмотрим же, что именно происходит на божественной Литургии. Коротко говоря, можно сказать что, для радости верующих всех времен, происходит чувственное и явственное явление жизни и избавительного действия Богочеловека Господа нашего.

Структура Божественной Литургии

 

Согласно Святому Евангелию, главными событиями жизни Господа являются

  • Рождество Его в Вифлиеме,
  • Его общественное явление после Крещения,
  • Его проповедь, благодеяния людям,
  • предание Таинства Евхаристии Его ученикам и через них Церкви,
  • осуждение Его на смерть и путь на Голгофу,
  • Его крестная жертва,
  • Его Воскресение,
  • и, наконец, Его Вознесение на небеса.

Все эти мироспасительные события, которые произошли более 2000 лет назад, происходят чувственно у нас и сегодня во время божественной Литургии.

 

Верующий христианин чувствует, что он присутствует на них, в так называемом "литургическом времени". Это великое Таинство, как события, произошедшие тысячи лет назад, могут переживаться так, как будто происходят сегодня, к нашей радости! Но все именно так и есть. Поэтому в песнопениях и молитвах Господских праздников очень часто употребляется слово "днесь (сегодня)". Как то на Рождество: "Дева днесь Пресущественного рождает...", на Богоявление: "Явился Еси днесь вселенней...", в Великую Пятницу: "Днесь висит на древе...", на Пасху: "Пасха священная нам днесь показася...", и на день Вознесения: "Днесь на небесех горния силы наше естество зряще, / дивящеся страннаго...”. Все эти события Церковь переживает и чувствует как сегодняшние. Они произошли двадцать столетий назад, но не утратили ничего из своего спасительного действия в полноте Церкви. Все это мы переживаем, как сегодня, и эти события действуют освящающе на те души, которые обращаются с верою.

 

 

Рассмотрим же попорядку эти священные события жизни Христа, относительно божественной Литургии.

 

Рождество Христово.

 (Проскомидия)

 

Что такое проскомидия?

 

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

 

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы. 

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии ( Причастию)

 

 

Как происходит проскомидия?

 

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение.

 

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш...» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

 

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Помимо пяти просфор, для совершения Проскомидии требуется вино. Оно должно быть виноградное красное, которое по своему виду может служить напоминанием крови.

 

 

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос.

 

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. 

 

Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

 

 

Когда заканчивают читать третий и шестой час, священник читает молитвы "Царю Небесный", "Слава в вышних Богу", трижды поднимает руки и просит Господа о милости. Диакон произносит: "Время сотворити Господеви. Владыко, благослови". То есть настало время творить Самому Богу. И священник благословляет начало литургии.

 

 Сам Христос в лице священника будет приносить Себя в Жертву, но уже не кровавую, а безкровную. Христос на Тайной Вечере сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19). 

 

Так начинается Божественная литургия. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в это время храм становится Небом. Мы, переступая через порог храма, переступаем с земли на небо. Здесь, восседая на херувимах, невидимо присутствует на престоле Сам Господь. Поэтому мы делаем поклоны в сторону Престола: кланяемся Живому Богу. Невидимо присутствуют в храме вся Небесная Церковь: Матерь Божия, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, праведные.

 

Вся жизнь Христа проходит в действиях литургии.

 

На службе бывает малый вход, когда священник и диакон выходят на амвон с Евангелием. Малый вход - это Христос вышел на общественную проповедь. Великий вход бывает во время пения "Иже Херувимы..." В это время никто на колени не становится: таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню еще не совершилось. Выносят Чашу и дискос, копье, крест - то есть орудия пыток. Христос добровольно идет на страдания. В этот момент Престол становится как бы крестом, на котором сейчас будет распят Господь наш Иисус Христос. Он ежедневно идет за наши постоянные грехи на крест, принося Себя в Жертву умилостивления Отцу. Поэтому и называется эта жертва Всемирной. 

Общественное явление Христа и начало Его деятельности.

(Малый Вход)

 

Иисус на протяжении тридцати лет Своей жизни на земле жил в Назарете не являя Своей Божественности. Сразу же после крещения от Иоанна в Иордане, "И ходил Иисус по всем городам и селениям... проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях." (Мф. 9,35).

Именно явление миру Господа мы видим в так называемом Малом Входе со Святым Евангелием на божественной Литургии. Из Святого Алтаря храма исходит иерей (или диакон, если он служит), держа высоко Святое Евангелие, которое символизирует Христа, и становится по середине храма. Перед ним впереди выносится свеча, символизирующая Честного Предтечу Иоанна, который явился раньше, чтобы приготовить путь для грядущего Иисуса. Возвышая Святое Евангелие, служащий иерей возглашает: "Премудрость! Прости!", тоесть, Святое Евангелие содержит премудрость Божию, "Христа, Божию Силу и Божию Премудрость" (1 Кор. 1, 24). Все верующие, как только услышат этот возглас и увидят поднятое Святое Евангелие произносят призыв обращаясь друг к другу: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу!". Именно так поступали толпы народа, когда узнавали, что Иисус идет к ним, они звали и других, чтобы те пришли и поклонились Ему! И не только это. Каждый, соответственно со своей болью и проблемой, просил Христа: "Господи, спаси нас!" (Мф. 8,25), "Господи, спаси меня!" (Мф. 14, 30).  Также и верующие громким голосом взывают ко Христу и просят Его: "Спаси нас Сыне Божий.... поющия Ти, Аллилуия!".

Господь учит и оказывает благодеяния людям.

 

Как люди Галилеи и Иудеи слушали обращенное к ним учение Господа, так и во время божественной Литургии, верующие всех времен в чтении евангельских отрывков слушают те же самые слова Иисуса, и узнают все что Он сделал благого и какие чудеса сотворил. Верующие, слушающие Самого Христа, из уважения и с особым вниманием к Его словам, слушают Евангелие стоя, и в конце чтения, и за то, что Он сподобил их слушать Его, славословят Господа словами: "Слава Тебе Господи, слава Тебе!".

Господь идет на Голгофу.

 

После того, Господь прошел за три года всю Палестину призывая народ к покаянию и открывая волю Божию, творя которую, люди наследуют Небесное Царство, "Он был предан за прегрешения наша" (Рим. 4,25). Он воспринял, из любви к нам и для нашего спасения, предание в руки врагов Его. Особенно важно что во многих местах Священное Писание отмечает, что Иисус "был предан" добровольно, желая быть принесенным в жертву для нашего спасения. И дело вовсе не в том, что Он не мог избежать осуждения. Он ведь Сам сказал ап. Петру, когда тот вынул нож в то время, когда увидел, что приближается разъяренная толпа,чтобы схватить Его: Петр "вложи меч твой в ножны... Или ты думаешь, что я не могу умолить Отца, чтобы Он послал мне 12 легионов ангелов?" (Мф. 26,52-53). После того, как Иисуса арестовали, Он был осужден от начальников Иудейских на смерть. Приговор был утвержден римским наместником Понтием Пилатом. Утружденного тяжестью деревянного креста, Христа ведут на Голгофу.

 

Это шествие Господа на место мученичества верующий видит на божественной Литургии в тот момент, когда священнослужитель держа дискос и святую Чашу со Святыми Дарами, проходит по храму и поднимается во святой Алтарь, чтобы поставить их на Святой Престол, который символизирует Голгофу. (Поэтому сзади от Святого Престола устанавливается святой Крест с Распятием). Во время шествия священник обращается к Господу с молитвой словами распятого разбойника: "Всех нас, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Жертва Христова для спасения мира.

(Евхаристический Канон)

 

На Херувимской песне в Великую Субботу происходит непосредственное воспоминание жертвы Христовой на божественной Литургии. “Царь царствующих и Господь господствующих  приходит заклатися и датися в снедь верным.” На первый взгляд эти слова могут показаться жестокими, но они выражают реальность. Пророк Исаия, много веков назад, пророчествовал, что Мессия “как овча на заколение ведется” (Ис. 53,7) и Святой Престол в литургических текстах называется “Жертвенником”, на котором Христос приносит Себя в жертву Богу Отцу “за жизнь мира и спасение”. “Приимите ешьте, это Мое Тело, которое за вас преломляется во оставление грехов”, возглашает служащий священник. Это слова Христа, произнесенные Им во время установления Таинства Евхаристии. "Пейте от нея вси, это есть Кровь Моя, Нового Заета, которая за вас и за многих проливается, во оставление грехов". Особое значение здесь имеет употребление Господом тут настоящего времени в словах: "преломляемое" (приносимое в жертву), и "изливаемая". Его Тело было принесено в жертву, и Кровь Его истекла во время распятия в тот святой день Великой Пятницы. Но все это не было чем-то таким, что совершилось однажды и прекратилось.  Все продолжается. Благодеяние, сотворенное Господом в Тот день,  действует для божьего народа во все времена. Поэтому служащий священник продолжает:"Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, н а небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие... Твоя от Твоих Тебе приносим...".

Самый главный момент литургии - Евхаристический канон - наступает после того, как народ, стоящий в храме, пропоет "Символ веры". После него диакон говорит такие слова: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити". Все должны стоять прямо, со вниманием. В этот момент совершается самое главное действие - преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни.

 

Диакон поднимает дискос и Чашу, а священник, трижды поднимая руки, говорит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся", обращается к Духу Святому, читая особую молитву, благословляет хлеб и вино. Хор поет:

"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим..." В этот самый момент происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. В алтаре священнослужители и все, кто там служит, осеняют себя крестом, делают земной поклон. Они поклоняются Живому Богу. Тело Христово раздробляется на части, высыпается в Чашу.

Великий момент, во время которого тело Церкви, через служащего епископа или священника, приносит Святые Дары и молит Бога Отца низпослать Святого Духа, чтобы преложить хлеб и вино в Святой Чаше в Святые Тело и Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В эти священные мгновения совершается Таинство, которое превосходит человеческий разум, как и Таинство Божественного Вочеловечения Христа "от Святого Духа и Марии Девы"! Действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Святое Тело и Святую Кровь Христовы. Господь наш и Бог Иисус Христов принимает такой смиренный вид, чтобы быть переданным верным, для их восстановления, освящения и соединения с Ним. Сказано ведь: "Вкушающий Мое Тело и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем" (Ин. 6,56). Спаведливы здесь слова, которые мы поем на Рождество Христово "Невозможно это таинство исследовать" (Служба Рождества Христова). 

 

Все мы верующие присутствуем при принесении Крестной жертвы Господа на Голгофе и воспринимаем Благодать и избавление, что происходят из нее.

Участие в Тайной Вечере.

(Таинство Евхаристии)

 

Господь, во время установления Таинства божественной Евхаристии, после того, как возблагодарил Бога Отца, благословил хлеб и чашу и преложил их в Тело и Кровь Свои и преподнес ученикам, говоря: "Приимите, ешьте, это Мое Тело..." и "Пиите от Нея вси, это есть Кровь Моя...". Таким образом в первый раз причастились ученики, лично из рук Христа Тела и Крови Его. Именно это и происходит на каждой литургии. В последней молитве перед божественным Причащением, служащий священнослужитель просит: "Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Тело Твое и драгоценную Кровь, и через нас – всему народу.". Когда же священнослужитель приступает к Причащению, то он произносит: "Преподается мне... Честное и Святое Тело...". В этих словах отчетливо видим, что Сам Христос, посредством рук служащего священника,  преподает нам Святое Тело Его и что Он есть "Приносящий и Приносимый". Поэтому, даже когда епископ причащает священника или диакона не говорит: "преподаю тебе", но "Преподается тебе Честное и Всесвятое Тело...". Тоесть преподается тебе не "от меня", но от Самого Господа Святое Тело и Кровь.

 

Иначе говоря, учавствуя в божественной Литургии, мы переносимся на Тайную Вечерю и вместе с Апостолами сподобляемся причастия Всесвятых Тела и Крови Христа, от Самого Христа, и таким образом, соединяемся с ним, и с другими членами Церкви.

После того как пропоют "Отче наш", священник поднимает Тело Христово и произносит: "Святая святым". То есть святое Тело Христово - кому? Святым людям.Священнослужители принимают причастие.

 

 Когда выносят Чашу к народу, произносят: "Со страхом Божиим и верою приступити". Все, кто находится в храме, делают земной поклон: в Святых Тайнах вышел к Своим детям Сам Господь наш Иисус Христос.

 

Те, кто подготовил себя: подходил на исповедь, принес покаяние в грехах, примирился со всеми, постился телом, усиленно молился, с утра ничего не вкушал и не пил, со страхом Божиим приступают к Чаше.

 

В этот момент и идет единение Бога с человеком. Каждому причастнику дают частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Но в этом великая тайна Божия: мы получаем не часть Тела - в каждого входит Живой Христос. Как это понять? Тело Христово одно и, разделяясь на части, в каждой части несет целое, Живого Бога.Один старец благодарил Господа: "Господи Боже! Ты удостоил меня сегодня причастия, и я не могу постичь: мои ноги уже не мои, но Твои. И руки, и глаза, и голова - все Твое!" Что выше этого: Творец присутствует в твари Своей!

 

 Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь". Его жизнь во мне - вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни!

 

Надо подчеркнуть, что человек единственный из всего творения Божия имеет это великое счастье, эту радость. Даже ангелы закрывают крыльями свои лица, не могут прямо взирать на Господа. Ангелы - чистые, святые, безгрешные. А мы - люди грешные - удостоились такой милости: через таинство покаяния очищаемся и пользуемся великим даром Христа Спасителя, который Он оставил нам после Тайной Вечери.

Свидетели Воскресения Господня

 

Божественная Литургия делает нас причастниками не только Крестной жертвы, но и Воскресения Христова. Как мы уже видели, после освящения Честных Даров, Святое Тело находится на святом дискосе, а Честная Кровь в святой Чаше. Следующее действие имеет очень глубокий смысл. Возглавляющий божественную Литургию священнослужитель,  берет часть Святого Тела на котором написано "Иисус" и соединяет его с Честной Кровью, затем говорит: "Воскресение Христово видевше...". Это известная молита праздника Воскресения Господня. Тело, которое было принесено в жертву, и умерло и было погребено, соединено с Кровью, смешивается с "теплотой", и мы становимся участниками Воскресения Господня. Ощущаем себя присутствующими при Славном Воскресении Христа. Очами веры видим Христа Воскресшего. Поэтому и говорим: "Воскресение Христово видивше...", поскольку действительно пережили Воскресение Христово...

 

Таким образом, причащаясь, воспринимаем не мертвое, но воскресшее Святое Тело и Святую Кровь Христовы!

 

И посредством всего этого, во время божественной Литургии, мы становимся не просто свидетелями Воскресения, но и причастниками Воскресения Господня.

Присутствующие и при Вознесении Христовом

 

Как известно, через сорок дней после Своего Воскресения Иисус, поскольку Его искупительная миссия звершилась, в присутствии Своих учеников вознесся на небеса. Опыт переживания и этого чудесного события мы получаем на божественной Литургии. Когда? После Святого Причастия верующих, священнослужитель совершает каждение Святых Даров говоря: "Вознесыйся на небеса Боже и по всей земле слава Твоя". После с глубоким благоговением, берет со Святого Престола Святую Чашу, (которая, как уже было сказано, содержит Святое Тело соединное с Честной Кровью), оборачивается к народу церковному, поднимает их высоко, как символи Вознесения и славословит Бога словами: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков".

 

Здесь завершается цель божественной Литургии. Таким образом божественная Литургия являет перед глазами верующих, всю жизнь Господа, от Вифлиемских ясел, до Креста, и от Воскресения до Вознесения, с ожиданием второго Христова пришествия.

 

Христианин, который с верой учавствует в божественной Литургии пререживает все вышеупомянутые события. И в момент Причастия, ощущает, что Христос касается не только его уст, но всех его чувств, чтобы освятить все, и душу и тело его.


Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос "Когда причащалась?" отвечают:

 

- Неделю назад, батюшка.

 

А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):

 

- С мужем венчалась? - Нет.

- Каялась ли в этом?

- Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.

- С другими мужчинами жила?

- Да, жила.

- А сколько их было?

- Ну, сколько... двадцать... Или слышишь:

- Где-то пятьдесят, сто.

- А на исповеди говорила об этом?

- Меня не спрашивали.

- Аборты?

- Были.

- Сколько?

- Много. Пятьдесят.

 

У меня даже были такие старушки на исповеди, которые по семьдесят-восемьдесят абортов сделали за жизнь.

 

- Каялась?

- Нет.

- А в чем ты тогда на исповеди перед причастием каялась?

- Так нас никто не спрашивал.

- Ты что, своих грехов не чувствовала?

- Ну, говорила, что возмущалась, осуждала, с мужем ругалась, обижалась на него, соседку осуждала: гуляет много.

 

 Комара оцеживаем, а верблюда поглощаем. Вот это страшно! Такой человек, когда приступает к Чаше и принимает в свои уста Творца вселенной, Бога, причащается недостойно, ангелы лишают его причастия. После причастия в своей грешной душе он не чувствует ни радости, ни мира, ни благодати. Наоборот, становится раздраженным, вспыльчивым, резким. Приходит домой - все в разные стороны летит.

 

 У апостола Павла написано в послании к Коринфя-нам: многих недостойно причастившихся постигают болезни, внезапные смерти, вечное осуждение       (1 Кор.11, 29-30). Например, мать причастилась в осуждение, пришла домой, снимает пальто: "Дочка, приготовила кушать?" - "Мам, я не готовила..." - "Как так?! Ты что здесь делала?" И начинается шум и скандал. Конечно, этот человек не способен принять в себя Живого Христа. В такую нераскаянную, грязную душу Господь войти не может.

 

Что дает душе литургия?

 

Расскажу из личного опыта. Монастырская жизнь особая. Так душа привыкает каждый день присутствовать на литургии, что, если даже по уважительной причине пропустишь, уже тоскует. На душе тревожно: как это так, я не был на литургии?

Учился в семинарии. Проучился месяца два, а потом спросил у инспектора, можно ли пораньше вставать. И мне благословили. Просыпался и спешил в Троицкий собор на полунощницу, а потом в Академический храм на раннюю литургию. Всю службу стоял. А потом сразу на завтрак.

Ребята, которые спали до семи часов, шли к преподобному Сергию, прикладывались, брали благословение. За это время я успевал просмотреть урок и был готов к ответу на вопросы преподавателя.

Если же не всегда ходил на литургию, то чувствовал, что потерял что-то дорогое. Не был на Божественной литургии - лишился чего-то очень важного.

Приучим себя постоянно быть на утренней службе и увидим, как это ценно.

 

Говорил на днях с одним водителем. Он нецерковный человек, как говорится, "сырой, необработанный материал". Не знает, что такое литургия, что такое молитва.

- Знаешь, если в машине включить все приборы, то аккумулятор через пять-шесть часов сядет. Человек придумал генератор. Работает машина, генератор заряжает. И аккумулятор года четыре в силе. Бывает, что нужно его на подзарядку поставить, на десять-двенадцать часов.

Вот и в храм на Божественную литургию мы приходим за чистой энергией для нашей души, как бы на подзарядку нашего духовного "аккумулятора" становимся. Благодать Божия снисходит на нас. А в течение дня, когда читаем молитвы, делаем добрые дела, идет постоянная подпитка нашей души.

 

Купола храмов похожи на капли Божественной благодати, снисходящей на каждого человека, стоящего на службе. Правда, только на того, у кого душа очищена и способна принять эту благодать. А еще купола похожи на пламя горящей свечи - это наша любовь к Богу возносится. Сердца пламенеют к Богу чистым чувством сыновней любви. Люди стоят, молятся, но не все. Но Господь общую молитву принимает и оделяет, пусть в меньшей степени, и тех, кто пока не способен к молитве.

 

Рассказал этому водителю, что церковная молитва способна творить чудеса. Он мне говорит:

- Я все понял.

- Будешь, - говорю, - за рулем сидеть, всегда читай молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Начнешь ее с утра читать, душа "подзарядку" получит. И ты весь день проработаешь, не почувствуешь усталости, не будешь таким дерганым, нервным.

 

Для каждого человека ценно присутствовать на Божественной литургии, особенно в воскресный день и во все большие церковные праздники.

Во время Божественной литургии происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Можно ли это как-то увидеть, или это тайна для всех?

Любой священник из практики знает, что многим людям открывается тайна Божественной литургии. Происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. Священники видят это своими глазами - так Господу угодно открыть Свою великую тайну.

 

Бывает так: священник помолился - и на Престоле появился Богомладенец. Что священник должен делать в это время? Молиться, просить у Господа, чтобы Он прикрыл Святые Тайны хлебом.

Так Господь открывает, что только в Православной церкви совершается Божественная литургия. Мир будет стоять до тех пор, пока совершается эта великая Безкровная Жертва, это Таинство. Сам Господь дает Своим детям Свои Тело и Кровь. Все причастники, вкусившие Святых Даров, становятся едины. В них течет одна кровь - Кровь Христова.

 

Открывает эту тайну Господь и мирянам. Одна женщина рассказывала:

 

- Я видела схождение Святаго Духа на Чашу во время евхаристического канона. Во время Литургии в праздник Преображения Господня готовилась к причастию, стояла рядом с открытыми Царскими вратами. Я стояла, молилась. И вдруг услышала шипение, как если бы зажгли пучок свечей. Взглянула в алтарь. Там стоял батюшка с поднятыми руками. Он молился над Престолом, над Святыми Дарами. Я увидела, как к Престолу летят белоголубые молнии. Все сверкало. У меня в душе появилась такая радость! Подумала: я вижу чудо Божие, Дух Святой. 

 

 Оригинал текста:

 

https://sv-alexey.jimdo.com


Дополнительная информация о Литургии.

Выберите себе подходящий формат:


ТЕСТЫ - проверь себя!