Чарская Лидия Алексеевна (1875–1937) – актриса и писательница, чьи произведения были запрещены цензурой в России в советский период за ее дворянское происхождение и мещанско-сентиментальный характер романов.

 

Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. До сих пор спорным остается дата ее рождения. По одним источникам, это 1878 год, Петербург, по другим - 1875, Кавказ. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца.

Большой трагедией для ребенка стало появление в доме мачехи. Отношения с ней настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отдать Лидию в Павловский женский институт в Петербурге.

 Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились.

По окончании института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова. Брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна.

Оставшись в Петербурге,  поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище. В 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки маленькой гимназистки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»).

«Записки маленькой гимназистки» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно школьниц. Однако, несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди детей и юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентиментальность. В самом деле, многие персонажи Чарской обрисованы схематично, одни и те же ситуации кочуют из книги в книгу:

После Октябрьской революции Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — всё говорило не в пользу писательницы. В 1918-м закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Чарской, «Мотылёк», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом «Н. Иванова».

В 1924 году она ушла из театра, жила на актёрскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским.

 Дети по-прежнему читали её книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Лидии Алексеевне продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи.

Умерла Лидия Чарская в 1937 году в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище.

Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли около 80 произведений.

 



Олкотт Луиза Мэй (Louisa May Alcott)

(1832-1888)

 

Хотя Олкотт в основном писала подростковую прозу («для девочек»), ее романы и прежде всего «Маленькие женщины» стал общепринятой классикой. Помимо своего литературного таланта, Олкотт замечательна как общественный деятель: она стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в Конкорде, Массачусетс; активной борцом за права женщин. По всей видимости, уникальности своей личности она обязана семье. Ее отец, сын бедного фермера (и всю жизнь его семья была не богатой) самообразованием стал философом (собеседник Торо и Эмерсона), педагогом-прогрессистом. Мать Олкотт — христианка не на словах, но на деле, активно занималась благотворительностью; боролась против рабства и пьянства, за права женщин. В семье было четыре дочери — их жизнь стала основой для «Маленьких женщин», школы отца Олкотт — основой педагогических учреждений, описанных в ее романах. Олкотт — одна из самых замечательных представителей американского христианства того времени: глубоко и крепко верующих людей, активно проводящих в жизнь евангельские идеалы.


Луиза Мэй Олкотт. Маленькие женщины. 

 

Классика американской литературы. Хотя по жанру «Маленькие женщины» — подростковая проза («для девочек»); безусловно, этот роман заслуживает прочтения людей обоих полов и всех возрастов. Во многом Олкотт написала автобиографическую книгу. Ее неординарная семья — отец, философ и педагог-прогрессист, мать — благотворительница, борец против рабства и пьянства, за права женщин и четыре дочери; при этом все глубоко и крепок верующие христиане — стали прототипами героев книги (сама Олкотт — вторая, вывела себя как Джо). 

 

Гражданская война в Америке. Отец-священник отправляется на войну окормлять солдат. Четыре сестры как могут стараются помочь матери и друг другу. И главное — взрослеют, борются со своими недостатками.


Луиза Мэй Олкотт

Продолжение «Маленьких женщин».

Главные героини повзрослели (кто уже умер...). Эта как бы более «серьезная», «взрослая» книга. Тем не менее та несколько наивная (однако именно такая, которую полюбили читатели) сентиментальность и нравоучительность «Маленьких женщин», из «Просто христианство» присутствуют в «Хороших женах» не меньше.


Луиза Мэй Олкотт. Маленькие мужчины.

 

Своего рода третья часть «Маленьких женщин». Как видно по названию, это попытка повторить «Маленьких женщин», но на «материале» мальчиков. Джо и ее муж воспитывают дюжину мальчиков (напомним, что реальным прототипом Джо послужила Олкотт, а педагогические реалии, освященные в книге, — «списаны» со школ ее отца).


Луиза Мэй Олкотт.

«Под сиренью» («Дом под сиренями»)

 

— замечательная повесть Олкотт, автора «Маленьких женщин». Сирота сбегает из цирка и встречает христианскую семью Мосс. Разного рода приключения обрамляют главную историю книги — историю души главного героя, обретение им веры.

Луиза Мэй Олкотт. Роза и семь братьев.

 

Повесть от автора «Маленьких женщин». Тринадцатилетняя Роза теряет родителей и попадает в многочисленную семью своих родственников. Помимо дядей, тетей и пр., Роза обретает семь двоюродных братьев.


Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6,