Литургия – самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий. Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое» (1Кор. 11:24); потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27–28). Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:24).
Когда же все причастились, Господь сказал им: “То что сделал Я, то делайте и вы. И каждый раз, как будете совершать Евхаристию, будете возвещать Мою смерть и мое Воскресение. (1Кор. 11,25-26). И в других словах Господь дал понять Своим ученикам, что Таинство Евхаристии надлежит совершать всегда, чтобы все, кто верят в Иисуса Христа причащались Тела и Крови Его во оставление грехов и для единения с Богом. Так осуществляются слова Господни: "Вкушающий Мое Тело и Пьющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин.6,56). Также осуществляется и чувственное присутствие Господа, как было обещано перед вознесением на небеса: "Вот Я с вами во вся дни, до скончания века" (Мф. 28,20).
ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ
И ЗАЧЕМ ОНО НАМ ДАНО?
По молитве Церкви епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силой Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и предоставляются для Причастия верующим в прощение их грехов, для жизни вечной и единения их с Господом и друг с другом в единое Тело Церкви.
Господь пролил Свою Кровь и принес Себя в жертву любви к роду человеческому, и поэтому Тело и Кровь Его имеют в себе всю силу этой жертвенной, соединяющей любви.
Господь принес Себя один раз в жертву Богу на Голгофе, но посредством участия в установленном Им Самим Таинстве Евхаристии верующие имеют возможность снова и снова приобщаться к спасительной силе этой великой жертвы и одерживать полную победу над грехом, диаволом и смертью, поскольку Господь Своим Воскресением победил всякое зло.
Верующие причащаются прославленным Телом и Кровью Господа, и поэтому Святые Дары называются пищей бессмертия. Они — залог нашего воскресения, потому что в них содержится вся чудотворная сила Самого Спасителя (в том числе и целительная). Церковь сохраняет свидетельства о множестве исцелений после Святого Причастия, но главное чудо, которое происходит с причастниками Святых Таин, — это исцеление и даже воскресение поврежденной и умирающей от греха человеческой души!!!
Таинство Причащения установил Сам Господь во время Тайной Вечери, когда преломив и подав ученикам хлеб и вино, назвав этот евхаристический хлеб "Своим Телом", а это вино "Своей Кровью". И завещал апостолам: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19).
В некоторых семьях дети воспитываются в вере с младенчества. В других же – детей только крестят, по обычаю культурному и этническому, и дальше ни они, ни их родители не участвуют в Службах и не причащаются. Соответственно, зачем причащаться после крещения, такие люди не знают.
Чаще всего только после каких-то затруднений в жизни человек начинает задумываться, не сходить ли ему в церковь. Как гласит одна замечательная пословица, «пока гром не загремит – баба не перекрестится».
Этот пост – ответ одной подруге, которая имеет очень сильное стремление поисповедоваться и причаститься, но, думаю, не имеет четкого представления, что это такое, зачем человеку причащаться, и что потом? Может, собранная мной информация еще кому-то пригодится.
Хоть Литургия и переводится с греческого как «общее дело», то есть дело всей церкви и каждого христианина, статистика говорит, что в реальности, большинство из тех, кто считает себя христианином, в церковь не ходят, и тем более не причащаются. За данными «Левада-центра», 60-70% русских считают себя православными, но только 14% причащаются раз в год и чаще. Опрос ФОМ насчитал всего 1,4% регулярно причащающихся.
Эта картина мне очень напоминает момент из университета, когда преподаватель истории поздравил преподавателей из кафедры религиоведения с праздником, а те не поняли, с чем он их поздравляет. В тот день было Крещение Господне.....
Конечно, тому, кто не ходил в церковь, будет трудно узнать обо всем сразу. Но по-моему, подруга интуитивно выбрала правильный ориентир – сразу приступить ко Причастию, поскольку это без преувеличения — ЦЕНТР религиозной жизни.
Лично мне, даже если бы я ничего не знала из того, что здесь пишу, нравится щедрость пожеланий в любом Таинстве, будь то Венчание, Елеосвящение, Рукоположение… Так же и здесь: когда помазывают миром грудь (перси 🙂, уши и ноги, говорят: «Во исцеление души и тела», «В слышание веры», «Во еже ходити ему [или ей] по стопам заповедей Твоих».
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ (ЧТО ГОВОРИТ ХРИСТОС)?
Причастие – всем Таинством Таинство. Даже Максим Исповедник говорил, что никакое таинство не бывает совершено без Евхаристии. То есть – если люди собираются вступить в брак, они перед этим причащаются. Тот, кто рукополагается во священника, причащается. Таинство соборование тоже идет неразрывно в Причастием.
Что о нем сказано в ЕВАНГЕЛИИ?
«Иисус сказал: Я Сам и есть хлеб жизни. Кто приходит ко Мне, тот никогда не останется голодным, и кто верит Мне, тот не будет испытывать жажды (Св. Евангелие от Иоанна 6:35)
« Я лоза, а вы ветви. Кто находится во Мне, а Я в нем, приносит много плода. Без Меня вы не можете делать ничего. 6. Кто не пребывает во Мне, тот подобен ветке, что выброшена вон и засыхает. Такие ветки подбирают, бросают в огонь, и они сгорают.» (Св. Евангелие от Иоанна 15:5,6)
В боткинскую больнице в Москве, где я лежала на первом курсе химиотерапии, приходил время от времени священник, чтобы попричащать того, кто желает. Однажды, я пошла причащаться в палату, где лежали уже безнадежно больные люди. Отец Иоанн был очень деликатным, добрым и внимательным. Но в то утро он наклонился над сухонькой женщиной, недвижимо лежавшей в своей кровати, погладил ее по лысой голове и тихо, но твердо и повелительно, сказал: «Ничего не бойся. Ничего не бойся».
Все вокруг еще спали. Кто немного двигался, тот, хоть со стоном, но переворачивался. У всех на лице было выражение страдания.
Женщина, которую пришел причащать батюшка, от немощи ничего не могла говорить. Из всех своих соседей ей, казалось мне, осталось меньше всего жить. Но была одна черта, которая отличала ее от всех соседей: она светилась. Да, она была очень худой, ее тело почти просвечивалось. Но от ее лица, казалось, было светлее вокруг. Она в тот день приняла «лекарство бессмертия».
«Говорю вам истину: если вы не будете есть тела Сына Человеческого и не будете пить Его крови, то в вас не будет и жизни… 54. Каждый, кто ест тело Мое и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний День, 55. потому что тело Мое – это истинная пища, и кровь Моя – это истинное питье. 56. Тот, кто ест тело Мое и кто пьет кровь Мою, тот находится во Мне, и Я в нем. 57. Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне. 58. Хлеб этот пришел с небес, и он не таков, как тот, который ели ваши праотцы, которые умерли. Но тот, кто питается этим хлебом, будет жить вечно». (Св. Евангелие от Иоанна 6:48-58)
После этих слов многие его ученики оставили Его, эти слова показались им дикими. Так и некоторым людям сегодня это все кажется нелепым, абсурдным, они перестают причащаться и покидают храм. Но на самом деле, все, что надо – это готовность принять тот дар, который нам дает Бог – есть его Тело и тем самым, становиться БЛИЖЕ К НЕМУ, и освящать свою жизнь.
Для меня в период «религиозного упадка» стала очень полезной книга Никодима Святогорца «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», которую мне подарил незнакомый мне человек, когда я лежала в больнице. Вот очень хорошие отрывки, на мой взгляд, из этой книги о том, зачем причащаются:
Для удаляющихся от Бога — возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви — более горячыми, в знании — более утонченными, к послушании — более готовными, к благодати — восприимчивыми.
Лучшая подготовка состоит не в том, чтобы отсчитывать дни, а в том, чтобы очищать совесть.Промедление в причащении становится причиной того, что он впадает в нерадение, и тепло благоговения и Божественной любви охлаждается.
Следовало бы нам с великой радостью часто прибегать ко Священной Трапезе и приобщаться нашего Сладчайшего Иисуса Христа, Который есть вся наша жизнь, дыхание, бытие наше и вся надежда и спасение наше, дабы быть всегда с Ним соединенными и неразлучными и в этой жизни, и в иной.
Божественные отцы не требуют от причащающихся совершенства, но исправление жизни через покаяние.
Есть такое сравнение, что все люди в Церкви – один организм. Поскольку в рамках вечности нет ни живых ни мертвых, то причащаясь, мы соединяемся не только со Христом, но с живыми и мертвыми христианами. Это я услышала на подкасте протоиерея Александра Глебова, где он говорит о Литургии. Для меня это был нонсенс нонсенович. Вы представляете? Мы соединяемся с мертвыми?!
ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ:
ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ :
Дополнительное инфо по теме " Святого Причащения".
ТЕСТ - Проверь себя!