Центральная Украина

г.Лубны ( между Полтавой и Киевом )

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь

 

В Украине на данный момент существуют сотни православных мужских и женских монастырей, хотя еще недавно их практически не было. Во время советской власти многие строения сохранились в разной степени разрушения, но монашеской жизни в них уже не было. Стены без молитв - просто память о прошлом. Как же удивительно наблюдать, когда на твоих глазах происходит чудо преображения какой-либо обители, храма и Церкви в целом. Когда из ничего появляются красота и силы, чтобы участвовать в созидании этой красоты, открываются глаза, чтобы её созерцать. И когда среди каменных построек опять теплится живой дух, это не может не вдохновлять.

 

Одним из лучших примеров такого преобразования из небытия в новую жизнь является Спасо-Преображенский монастырь. После расстрела последних 17 монахов с игуменом, монашеская жизнь в монастыре прекратилась. В тридцатые годы здесь держали детей «врагов народа».Хотя теперь уже ясно, что врагами народа были именно те, кто мучил людей, убивали и рушили всё святое. Удивительно, что монастырь уцелел и во время Второй мировой войны. С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946-го — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Восстановление монастыря началось в 1993 г., и за эти 23 года произошли колоссальные изменения по реконструкции, обустройству и организации жизни в обители.

 

 

 

В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение монастыря началось в 1993 году.

Современность

В начале XXI века монастырь имеет пахотные земли, своё животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. В 2002—2013 годы издавался ежемесячный журнал «Мгарский колокол».

 

На территории монастыря похоронены константинопольский патриарх Серафим (Анина), киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский).

 

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится недалеко от провинциального, но очень древнего города Лубны, известного по документам с 988 г. (период Крещения Руси). Чтобы попасть в обитель, нужно подъехать к горе Мгарь. Название непривычно для славянского уха. Известно оно со времен татаро-монгольских нашествий, и слово это означает на их языке – стоянка.

 

Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается она над живописной рекой Сулой. Земля здесь такая богатая и красивая, что невозможно налюбоваться и надышаться. Недалеко от этих мест находится Миргород с минеральными водами и все прочие места из рассказов Гоголя. Можно сказать, что это сердцевина Украины и природа Полтавской земли - отражение самых лучших и характерных черт настоящего украинца, в котором есть физическая красота, певучесть, философское спокойствие и неторопливость.

 

Монастыри обычно находятся в самых красивых местах, на возвышенности и на удалении от людских поселений. К сожалению, киевские монастыри или монастыри больших городов уже утратили этот дух отшельничества и отстранения, большой город влияет на дух монастыря. Поэтому после посещения этой обители паломник получает неимоверный заряд энергии и наслаждение монастырской красотой и здешним спокойствием. К монастырю нужно проделать путь, который меняет человека не менее, чем само посещение святыни.

 

Виды, которые открываются перед взором на колокольне Мгарского монастыря, великолепные. Просто захватывает дух. Какая же красивая наша земля сверху, хотя она и внизу хороша, с высоты же птичьего полета она видится по-другому. Яркое разноцветие и различные оттенки зеленого в деревьях и кустарниках, кучерявые холмы, извилистость речки, храмы вдалеке. Даже пахотная земля сверху выглядит узорами и лоскутами живого одеяла Земли, к чему приложил руку человек. И масштаб, расширенный кругозор, даже на физическом уровне это влияет на сознание и ход (полет) мыслей.

 

Колокольня в Церкви – не просто звонница, но еще и великолепная обзорная площадка. Особенное место, где ощущаешь высоту, становишься ближе к небу в прямом и переносном смысле. Вокруг летают ласточки и другие птицы, и рядом с ними чувствуешь себя на большой высоте тоже окрыленным. Люди внизу становятся такие махонькие-махонькие, прямо как говорил Голохвастов в известной комедии «За двумя зайцами» про Лаврскую колокольню в Киеве. Выше только крест самой колокольни, выше только облака.

На колокольню Мгарского монастыря людям разрешается забираться только раз в году, во время пасхальной недели, тогда можно бить в колокол даже тем, кто не знает перезвонов. А так колокольня закрыта для посетителей, исключение могут сделать, но разве что ради паломнических групп или если договориться с монахами.

 

Территория монастыря очень ухожена. Парковая зона, цветники, беседки, водоем с редкими черепахами. Особенное место занимает монастырский птичник с орлами и совами, а также гуляющие  павлины, аисты, индюки.  Как и во всяком монастыре, здесь есть собаки и кошки, но не в каждом монастыре есть свой птичник с попугаями, беркутами, черными воронами, совами. Разумеется, что это не самое главное достоинство этого замечательного места монашеского общежития на Полтавщине, но представляет определенный интерес не только для детей, а и для взрослых. Некоторые птицы свободно гуляют по территории, на центральной дорожке сразу у входа паломников и туристов встречают цесарки, утки, важный индюк. По газонам бродят павлины с индюшками.

Кто из нас видел вблизи аистов? Здесь же можно рассмотреть вблизи двух аистят. Они прохаживаются  рядом с вольером для птиц, но, в отличие от других редких птиц, вне клетки. Красивые, их даже можно потрогать. Хоть они ничем в пространстве не ограничены, летать, скорее всего, не могут. У одного из молодых аистов был заметен какой-то дефект с одним из крыльев. Добродушный пожилой монах, который убирал в клетках, сказал, что это подранки, т. е. их подбирают уже с проблемами. Аист – символ мира и красоты, у входа монастырских ворот на водонапорной башне аист свил гнездо, что как нельзя лучше подходит к образу мирных монахов тружеников.

 

Количество братии – 25 человек. К паломникам отношение спокойное и приветливое. Хочется поблагодарить иеромонаха Германа, который смог провести экскурсию по монастырю для паломнической группы общины строящегося киевского Кафедрального собора, рассказал историю обители, главного храма, и провел на колокольню.

 

История же старинного монастыря очень интересная, местами удивительная, местами трагичная. Основан в 1619 г. Население монастыря складывалось в основном из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. В целом за счет твердой позиции в борьбе против расширения унии на украинских землях монастырь быстро набрал популярности и поддержку среди казачества. Монастырь пользовался поддержкой украинских гетманов и русских царей, его посещали И. Мазепа, Петр I, Т. Шевченко, А. Пушкин. По преданию, место постройки монастыря подсказан ангелами первым монашествующим. Об этой легенде говорится в повести Т. Шевченко «Близнецы».

 

В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви на средства гетьманов Самойловича и Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр, автор Троицкого собора в Чернигове). Ему помогал Мартин Томашевский, а после смерти И. Баптиста работу закончил мастер А. Пирятинский. Плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д. Ворона. В росписи монастырских стен принимал участие известный украинский художник Иван Максимович. В облике храма объединен староукраинский стиль XI-XII в. с барокково-ренессансной архитектурой Западной Европы. Также в комплекс входит колокольня в стиле барокко.

Храм великолепный не только по форме, но и выделяется уникальной лепниной, что является редкостью в православных храмах славян. Иногда это называют неканоничным декором, но он вполне органично вписывается в архитектуру Мгарского монастыря. На белых стенах есть уникальные изображения Ангелов, цветов, различных орнаментов и даже… коров. Черные точечки на храме - ласточкины гнезда. Ими облеплено все здание по периметру, но полет птиц вокруг собора умиротворяет. Зеленые купола храма - со звездами. Когда-то собор был семиглавый, но 1728 году центральный купол собора обвалился. После восстановления в 1754-м собор стал пятиглавым.

 

Иконостас после революции был полностью разрушен, сейчас его восстанавливают монахи по фотографиям. Изящные декоративные элементы все выполнены из дерева, липа. Работы выполняют полтавские мастера. Большинство фресок было повреждено. В память об этих событиях сохранена расстрелянная икона св. царицы Александры. На лике иконы видны места от пуль. В храме есть местнопочитаемая Мгарская икона Божией Матери.

Во дворе монастыря красивая икона Константинопольского патриарха Афанасия, который очень почитается в монастыре. Цареградский патриарх во время путешествия остановился на некоторое время в обители, тут же он и скончался († 1654 ). Его мощи оставались здесь, но потом были перенесены в Харьковский кафедральный собор. Интересная деталь, что мощи практически единственные в мире подобного рода, потому что... сидячие. Говорят, что тапочки у святого стираются время от времени и их меняют, что символизирует его путешествующего по миру в молитвах. В 1785 году на месте, где любил уединяться патриарх Константинопольский Афанасий, была построена колокольня. Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма была достроена только в 1844 году. Виды с нее потрясающее, просто дух захватывает. На первом этаже колокольни сохранились надписи из различных эпох, люди оставляли нацарапанные на стенах имена, в прошлом веке, во время советской власти, есть редкие надписи и царского периода.

 

Сохранились и монашеские кельи XVII века. Есть в монастыре корпус, в котором снимали известную комедию «Свадьба в Малиновке». Сейчас тут резиденция митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, который участвует в восстановлении обители с самых первых дней.

 

Невозможно не упомянуть о монастырском ските. Скит при монастырях обычно находится на неком удалении от места монашеского общежития, и там проживают возрастные монахи, схимонахи. Место уединения и молитвы.

Сам скит Мгарского монастыря находится не так далеко, минутах в восьми ходьбы от обители. Издалека видная красивая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В монастырском саду очень высокий курган. По преданию, святитель Афанасий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский, во время своего пребывания в монастыре, несмотря на болезненное тогда свое состояние, часто уединялся на этом холме, где и проводил целые часы в молитве и духовном размышлении. На этом месте была сначала деревянная церковь, а потом построена каменная (1891 г.). Церковь возведена в византийском стиле, из кирпича, с одним куполом. Вместе с алтарем церковь имеет форму креста. До революции крыша имела красный цвет, а сейчас покрыта синим металлом, который блестит на солнце и радует глаз.

Территория скита не менее интересна, чем сам монастырь, в этом месте можно отдохнуть и полюбоваться красивым райским местечком. Примечательно, что жители там не встретились, и ощущение было такое, как будто попали в какое-то волшебное, мистическое, но доброе и умиротворенное место. Скит Мгарского монастыря – особый. Такого благоустроенного места трудно встретить даже в богатых киевских монастырях. Всё здесь обустроено с любовью, начиная от скамеек и дорожек, заканчивая цветниками и литыми из металла причудливыми украшениями. Есть вещи необычные, например, все дорожки в скиту травяные, ходишь, как по зеленому и мягкому ковру. Есть тут и ландшафтный дизайн, садовники устроили здесь мини ботанический сад.

 

В скиту находится место захоронения мгарских мучеников, последних насельников монастыря, убиенных безбожниками. Это трагическая страница в истории монастыря. В 1919 году, в ночь с 5(18) на 6(19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием.

Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. Имена всех семнадцати мучеников сохранились. Расстреливаемых было больше, семь монахов получили тяжелые ранения, но им посчастливилось выжить, их поначалу в темноте посчитали убитыми. Игумен умолял пощадить братию, однако просьба была грубо одернута и его расстреляли в упор. Затем расстреливали группами остальных монахов. Одними из организаторов казни были местные люди.

Рядом со скитом есть старец-дуб. Ему не менее сотни лет, и может быть, именно о нем упоминалось в старой газете. Монастырь посещали многие известные лица, например великая княгиня Елизавета Фелоровна, тоже впоследствии ставшая мученицей, канонизирована Православной Церковью.

 

«Полтавские епархиальные ведомости». 1911 г:

 

«22 августа посетила лубенский Спасо-Преображенский монастырь Великая Княгиня Елизавета Федоровна… Ее Высочество со свитой и почетными гостями изволила осматривать обитель. С молитвенным настроением прошла она по липовой алее, насаженной руками святителя Иосафа Белгородского, взяла на память кусочек дуба святителя Афанасия (дуб чтится всеми богомольцами)».

 

Вокруг монастыря буйствует зелень. Именно благодаря почве и хорошему климату древние монахи смогли проявить свое умение и прославить свой монастырь. После разрушения княжеского замка и католического монастыря повстанцами Максима Кривоноса во время освободительной войны 1648 года выращивание лекарственных растений и практику фитотерапии унаследовали монахи Мгарского монастыря. Известно, что они занимались сбором, заготовкой, выращиванием лекарственных растений, готовили из них лекарства, которые вместе с молитвами распространяли среди прихожан. Эта деятельность братии настолько была успешной, что в своё время Пётр І, возвращаясь этими местами после Полтавской битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.

 

Сейчас в церковных лавках продают известный Мгарский чай из трав. Есть в монастыре и своя монастырская пасека. В монастыре есть сад, пастбища с коровами и другое хозяйство. Здесь даже делают свое натуральное экологическое мороженое! Благо, что с молоком проблем здесь нет. Трудятся монахи, и это хорошо.

 

Недалеко от монастыря находится мемориал народной скорби «Голодомор-33». Это насыпной курган, над ним установлен большой колокол, который завершается Крестом. На колоколе надпись: «Голодомор-1933 - когда уходит один человек, с ним умирает мир. Когда же миллионы идут в пропасть, тогда умирает уже целая Галактика». Во время революции последних монахов, которые оставались в обители, расстреляли, казнь семнадцати людей Божиих и уничтожение обители повлияло на будущую историю народа. Голод, войну, репрессии можно назвать наказанием за отход от Бога и поругание святынь. Когда-то Каин совершил первое убийство брата, и сколько таких убийств произошло за тысячелетия? Земля вся в крови, и огромные красные маки в скиту Мгарского монастыря растут как напоминание о пролитой невинной крови в этом месте почти сто лет назад.

Для православного паломника сегодня Мгарский монастырь должен быть обязательным для посещения. Здесь верующий в Христа находит не только природную красоту и архитектурный изыск старинных храмов, но и соприкасается с историей своего народа, с историей Церкви на Руси. Здесь человек отдыхает душой, потому что место это весьма благодатное и молитвы наших достойных предков, святых наполняют это место незримым светом, который каждый уносит с собой в своем сердце. Воспоминания о Мгарском монастыре всегда теплые и радостные, хочется еще раз вернуться в это святое место.

 

Андрей Герман

Оригинал статьи:

https://pravlife.org/ru/content/mgarskiy-monastyr-serdce-poltavshchiny

Святитель Афанасий, Лубенский чудотворец

 

Скудные строчки исторических документов рассказывают нам о крестном пути Лубенского чудотворца и судьбе его останков.

 

Афанасий III (мирское имя Алексей), грек по национальности, родился в 1597 году на о. Крит в благочестивом и знатном роду. Родители дали своему сыну, отличавшемуся незаурядными и умственными способностями, хорошее христианское воспитание и блестящее по тем временам образование. Юноша имел все основания рассчитывать на славную карьеру при дворе великого визиря. Однако светская жизнь была не по душе Алексею, так как его привлекала жизнь христианских подвижников. Поэтому в 1623 году после смерти отца, в одном из синайских монастырей, он принимает постриг с именем Анания. Спустя некоторое время подвижник направился на Афонскую гору, где был в монастыре послушником в трапезной. Потом совершил паломничество в Иерусалим, посетил палестинские монастыри. В одном из них принял постриг с именем Афанасий.

 

После возвращения в Солунь Афанасий был возведен в сан священника. Святость его жизни и высокое благочестие стали известны за пределами Солуньской области. Его вдохновенные проповеди и толкования Святого Письма всегда собирали большую аудиторию. И не удивительно, что вскоре Афанасий был возведен в епископский сан и назначен митрополитом. Со временем он посвятил себя проповеди христианства. Стойкость в Православии, благочестие и забота о пастве всегда отличали Афанасия. 26 мая 1652 года святитель был возведен на Константинопольскую патриаршую кафедру.

 

Нелегкие часы переживала тогда Константинопольская Церковь. Постоянные преследования иноверцев, убогость и недостатки - вот какое наследие досталось новому патриарху. В это трудное время святитель Афанасий III нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви, В январе 1653 г. он отправился в Москву. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.

 

Остановившись на некоторое время в Путивле, Афанасий в начале апреля прибыл в столицу Российской державы и с любовью был принят иерархами Церкви и православным народом. Накануне 1654 года отправился в обратный путь через Украину. По некоторым данным, Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Б. Хмельницкого. По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием Левковичем. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: "Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить".

Желание его исполнилось 5 апреля 1654 года. Афанасий III умер. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении - как и положено восточным патриархам.

 

Древние документы свидетельствуют:

 

"На нем была одета архиерейская одежда, в руку вложен посох. Его посадили в кресло и с креслом, сидящего, поместили в каменный склеп". Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, "лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох".

 

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2/15 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих способностях Афанасия сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.

 

Вот как описывает Памфил, монах-современник тех лет, свою юность:

 

"Монастырь стоял на горе в лесу. Внизу под горой извивалась блестящей змейкой Сула. Мимо зеленых хуторков тянулся Ромодановский шлях. В монастыре были мощи Афанасия сидящего, и на поклон к этим мощам ежедневно шли толпы людей. Афанасий сидел в соборе в позолоченной гробнице... Десятки лет сидит Афанасий, и достаточно одного прикосновения к его нетленному телу, чтобы исцелиться от лютых болезней. Об этом свидетельствуют десятки людей, толпы богомольцев, которые приходят сюда за сотни верст..."

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.

Тогда население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.

Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулеметной и артиллерийской стрельбой, криками "ура". А результаты - плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.

Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трех дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя.

В настоящее время мощи свт. Афанасия почивают в Благовещенском Кафедральном соборе г. Харькова

 

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10