КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ИМЕНИ МАЛЫШУ.

 

     В жизни человека есть такие события, которые происходят раз и навсегда. К ним относится вопрос наречения имени ребенку. Каждый из родителей определяется с ним по-своему. Кто-то знает, как назовет малыша, как только узнает его пол, а кто-то откладывает до последнего, желая взглянуть на новорожденного и только потом уже принять решение. Оставим это на волю родителей, а вот на том, что для православного христианина является обязательным при определении имени, остановимся подробнее.

 

     НЕМНОГО ИСТОРИИ.

 

     В Православии вопрос имени человека играет не последнюю роль. Имена ветхозаветных христиан – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника, хоть немного освящало жизненный пусть новорожденного, указывало пример для подражания.

 

     Традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей - укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия.  Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в Крещении своем получил христианское имя Василий.

 

     Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. Хотя в крестьянской среде было принято оставлять этот вопрос на усмотрение священнику, который совершает Таинство Крещение. Сегодня это уже в прошлом, выбор Имени - дело сугубо мамы и папы, священнослужитель может лишь подсказать и научить, как правильно пользоваться Святцами.

 

     СВЯТЦЫ.

 

     Святцы, или месяцеслов - это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых. За время многовековой истории Церкви Святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, выбор имени для ребенка весьма широк.

 

     Выбирая имя  по Святцам, обычно смотрят на день рождения малыша. В каждый день церковного года, как правило, празднуется память нескольких святых. Допустимо выбирать имя и среди тех, чья память празднуется на восьмой день от рождения, т.к. именно в этот день в древности нарекали имя. Если ничего по души родители найти не смогли, то смотрят на 40-й день от рождения. Именно в это время дитя приносят в храм для совершения Таинства Святого Крещения, а над мамой  читается очистительная молитва, после которой она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к Исповеди и Причастию.

 

    Также ребенка могут назвать в честь особо почитаемого святого, по молитвенной помощи которого, к примеру, малыш появился на свет.  

 

Не все имена есть в святцах. Если ребенок рожден в православной семье, которая постоянно участвует в жизни Церкви, проблем с наречение имени, как правило, не бывает.Однако иногда  мама и папа по неосведомленности могут дать ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме, которое в Святцах будет отсутствовать. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена— Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана —Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Виктория — Ника; Корней — Корнелий; Леон — Лев и т.д.

 

      КАК ВЫБРАТЬ ИМЕННО СВОЕГО НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ?

 

     Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром – это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем очень много. Именинами является день памяти вполне конкретного человека – например, святого праведного князя Александра Невского или Александра Свирского, или Алексея, человека Божия.  Если святых тёзок несколько  – выбрать среди них небесного покровителя можно по нескольким принципам.

  • Первый, по почитанию. Это не значит, что вы одного святого признаете более значимым, чем другой. Вовсе, нет. Просто, иногда семья ощущает особую духовную связь с тем или иным святым, получают помощь по молитвам небесного заступника, а потому из благодарности, самое дорогое, что есть в их жизни новорожденное дитя, наречь именем в честь почитаемого угодника Божия.
  •  Второй вариант - выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

 Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария - в Православной Церкви нет.

      Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

 

     ДЕНЬ АНГЕЛА И ИМЕНИНЫ.

 

      Название День Ангела – народное дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел-Хранитель, также дается человеку при Крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого.

      Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие:

  • знание его жизнеописания,
  • молитва к нему,   
  • возможное подражание его святости.

      Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему – акафист и канон.

 

     ЧИН НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНИ.

 

      Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В давние времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения. Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).

 

     Безусловно, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях... Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная его жизнь и подвиги...