Попасть в храм каждое воскресенье старается каждый христианин. И если у него не получается по каким-то причинам, он осознает, что это – не в порядке вещей. А как быть со всенощным бдением?


Всенощное бдение. Вечерня

Человек должен непрестанно изливать молитвы свои перед Богом, с великим смирением сердца и утруждением тела. 

Авва Исаия

 

Всенощные бдения совершались Церковью с самых ранних христианских времен. Сам Господь Иисус Христос любил посвящать молитве ночные часы. Его ученики – апостолы тоже часто собирались на молитву ночью. А во времена гонений первые христиане тайно по ночам совершали богослужения в Римских катакомбах

Этот обычай – совершать молитву ночью сохранился в Православной Церкви с древнейших времен до наших дней. Святитель Иоанн Златоуст говорил о своих современниках – христианах: «Сила их молитв и любовь ко Христу таковы, что своими всенощными бдениями они просвещают ночи». 

 

Традиция совершать всенощные службы, где христиане становились как бы свидетелями и участниками событий Священной истории, постепенно развивалась в Церкви. Такие великие молитвенники, как, святитель Иоанн Златоуст, Савва Освященный, преподобный Иоанн Дамаскин, трудились над составлением чина Всенощного бдения. 

 

 

Эта служба готовит христианина к главному богослужению суточного богослужебного круга – к Божественной литургии. А поскольку церковный день начинается вечером, с заходом солнца, то по обычаю в шесть часов вечера Великой вечерней начинается Всенощное бдение. О его начале нам возвещает праздничный колокольный звон.

 

Великая вечерня – первая часть Всенощного бдения отображает историю человечества в Ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете.

 

Перед началом вечерни отверзаются Царские врата, и мы видим алтарь. Священнослужители совершают каждение алтаря. Благовонный кадильный дым напоминает нам о Божественной благодати, наполнявшей Рай; о блаженстве, которое Господь даровал прародителям человеческого рода – Адаму и Еве. 

 

Затем совершается каждение всего храма. При этом мы вспоминаем о Духе Божием, который носился над водою при создании мира. Каждением воздается честь иконам и святыням храма, а также призывается благодать Божия на предстоящих и молящихся в храме людей.

 

Хор поет 103-ий псалом. В Церковном Уставе он называется «предначинательным», так как повествует о создании Богом мира, а также потому, что вечерней начинается суточный богослужебный круг.

 

Мы слышим торжественную, радостную песнь о прекрасном мире, который сотворил Господь. Все послушно Творцу – и небесное и земное. Все живет согласно Его законам.

 

Но, возгордившись, пал один из Ангелов Божиих – Денница - и стал диаволом. Человек послушался совета диавола. Он нарушил единственную заповедь, которую ему дал Господь – не вкушать до времени плодов от Древа познания добра и зла. Человек совершил грех и лишил себя Рая. Произошла духовная катастрофа. Вместе с человеком изменился и весь мир. 

 

Как райские двери закрылись для Адама и Евы, так закрываются Царские врата перед молящимися. После райского блаженства Адам и Ева и их потомки узнали нужду и страдание, их посетили болезни и скорби. И подобно познавшим свой грех прародителям, Церковь молит о прощении грехов и помощи во всякой нужде и потребности человеческой.

 

Для примирения с Богом человеку нужно осознать свою греховность и свободно избрать путь веры в Бога, путь исполнения Его воли. Пением «Господи, воззвах» и каждением изображаются те времена, когда Господь через пророка Моисея дал людям Закон, и было установлено ветхозаветное богослужение.

 

Но люди не могли исполнить ветхозаветный Закон во всей его строгости, а потому и не могли спастись от греха и смерти. Они ждали Того, Кто исполнит Закон и восстановит общение с Богом. Они ждали Спасителя мира, о котором пророчествовали ветхозаветные праведники. 

 

И вот, совершается вход с кадилом. В это время хор поет догматик – особую песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается Церковное учение о Воплощении Христа от Пресвятой Девы Марии. Это воплощение Сына Божия и символизирует Вход с кадилом.

 

Свечи в руках свещеносцев означают свет учения Христова, просвещающий мир. Диакон – это как бы образ Предтечи Господня Иоанна. Священник идет в молчании с опущенными руками во образ Господа, как бы показывая умаление Христа при Его воплощении.

 

«Свете Тихий», - поет хор. Это весть о конце ветхозаветного времени и пришествии на землю Спасителя. Это весть о начале нового благодатного дня – дня вечности. Ради искупительного подвига Сына Божия, Бог дал миру этот Новый день. 

 

Исполнились обетования Божии о приходе в мир Спасителя, и мы слышим молитву Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко по глаголу Твоему с миром…» В конце своей долгой жизни он сподобился увидеть и взять на руки Младенца Христа.

 

Призыванием благословения Господня на всех молящихся заканчивается вечерня. Начинается вторая часть Всенощного бдения – Утреня. В ней изображаются Новозаветные события и продолжается прославление человеком дивных дел Божиих. 

УТРЕНЯ

 

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

 

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

 

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

 

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

 

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

 

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

 

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

 

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

 

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов: 

 

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

 

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

 

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

 

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

 

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

 

 

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари;

т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

 

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого. (Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

 

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

 

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

 

 

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: “Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши“

 

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

 

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

 

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

 

 

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

 

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

 

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.

 

Хор в это время поет песнь Богородицы: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

 

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

 

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

 

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

 

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

 

Хор поет великое славословие, которое начинается словами: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

 

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

 

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

 

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

 

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

 

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

 

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.” В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

 

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского